Ко Дню среднего профессионального образования в России
Ко Дню среднего профессионального образования в России
В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества.
Н. М. Карамзин
2 октября отмечается День среднего профессионального образования, который установлен указом Президента РФ 25 июля 2022 года, «в целях развития и популяризации среднего профессионального образования». До официального утверждения этот день праздновали специалисты СПО в течение нескольких лет. Своему рождению праздник обязан процессу восстановления российской экономики и осознанию важности подготовки отечественных кадров для различных отраслей производства.
У данной даты есть историческая перекличка: 2 октября 1940 года президиум Верховного Совета СССР подписал указ «О государственных трудовых резервах». Он стал отправной точкой для создания системы подготовки и распределения квалифицированных рабочих из городской и сельской молодёжи, а также определил 3 типа училищ: ремесленные, железнодорожные и школы фабрично-заводского обучения.
В наши дни праздник отмечают преподаватели и обучающиеся профессионально-технических училищ, колледжей, профессиональных лицеев и техникумов. Ежегодно ко Дню среднего профессионального образования в колледжах и техникумах проводятся Дни открытых дверей для будущих учащихся и родителей, а также мастер-классы и экскурсии.
Как назывались первые учреждения в России, предлагавшие профессиональную подготовку? В чём различие малых и главных народных училищ? В связи с какими событиями появился «Общий нормальный план промышленного образования в России»? Когда появились профессиональные лицеи и колледжи? Каковы преимущества современного среднего профессионального образования? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню среднего профессионального образования в России.
Появление профессиональных учебных заведений в России
В 1697—1698 годах состоялось Великое посольство Петра I — путешествие царя по Европе. В этот период он познакомился с уровнем развития ремёсел Европы и решил создать в России профильные учебные заведения. Первыми учреждениями, предлагавшими профессиональную подготовку, стали Навигацкая школа, Артиллерийская школа, Инженерная школа и другие, открытые в начале XVIII века. Задача таких учреждений заключалась в том, чтобы дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих. Из видео «Чему и как учились в России при Петре I» учащиеся узнают, какие предметы изучались. В училища отбирали талантливых молодых людей из числа детей мастеровых, крестьян и солдат. Студенты, окончившие полный курс обучения, получали квалификацию учёного мастера.
Позднее по указанию императрицы Екатерины II было разработано несколько проектов о развитии профессионального образования в России, основным из которых являлся «Устав народным училищам Российской империи» 1786 года. В городах открывались малые и главные народные училища, готовившие грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения людей. В малых училищах обучались 2 года, а в главных — 5 лет по более широкой программе подготовки. Видео «Реформа образования Екатерины Великой» расскажет о возникновении женского образования в России.
Развитие СПО в XIX веке
В середине XIX века в стране действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений таких типов, как заводские школы, горные и окружные училища. В 1820-х годах были открыты сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, где учились 4 года или 5 лет.
Во второй половине XIX века в России стало развиваться крупное машинное производство. В связи с этим появился запрос на самые передовые знания и профессиональные умения. Училища, существовавшие в то время, не могли полноценно справиться с новыми задачами, поэтому Министерство финансов и Министерство народного просвещения в начале 1880-х годов приступило к разработке плана промышленного образования и созданию сети специальных учебных заведений различного типа.
«Общий нормальный план промышленного образования в России», который предложил И. А. Вышнеградский в 1884 году, был принят правительством как программа развития профессионального образования. «Основные положения о промышленных училищах» установили единую систему прежде разрозненных профессионально-технических учебных заведений.
Развитие СПО в XX веке
Перед Первой мировой войной появился новый тип средних специальных учебных заведений — техникум.
В СССР в 1932—1933 годах вступила в силу реформа среднего профессионального образования, благодаря которой обеспечивалась кадрами интенсивно развивающаяся промышленность. После окончания Великой Отечественной войны в результате слаженной работы СПО у страны была возможность в максимально сжатые сроки восстановить народное хозяйство и выйти на передовые рубежи мировой науки и техники.
В 1954 году стала расширяться подготовка специалистов со средним образованием, а их профессиональная квалификация — повышаться. С середины 1950-х годов выпускников средних профессиональных учебных заведений направляли на промышленное производство и в сферу сельского хозяйства, где они активно участвовали в развитии отечественной экономики.
В 1970-е годы были освоены новые специальные дисциплины, уровень техникумов по некоторым направлениям приблизился к уровню вузов, выросло количество выпускников. Интерактив «Основные понятия курса „Профессиональное самоопределение“» позволит соотнести понятия по данной теме с их определениями. С конца 80-х годов стали появляться профессиональные лицеи — новый тип профессиональных образовательных учреждений, в которых подготовка осуществлялась по базовым учебным планам и профессиональным образовательным программам повышенного уровня.
В период 1991—2000-х годов развивался процесс интеграции учреждений среднего образования в структуру крупных институтов и университетов. Появился новый тип среднего учебного заведения с повышенным уровнем подготовки — колледж.
Среднее профессиональное образование сегодня
Число выпускников 9 классов, которые выбирают колледж, а не продолжение обучения в школе, растёт из года в год. Сегодня колледжи предлагают быстрое обучение навыкам, возможность найти себя и свой жизненный путь, успешно трудоустроиться и стать финансово независимым. Учебные заведения сотрудничают с топовыми работодателями, поэтому студенты не просто проходят практику, а становятся частью реального производства. Из видео «Профессии будущего» вы узнаете, какой будет работа будущего, а материал «Профессии будущего» расскажет, специалисты в каких индустриях и отраслях востребованы в настоящее время.
Студенты колледжей в этом году приняли участие на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030», где были представлены разнообразные мастер-классы, а гости получили возможность погрузиться в мир мастеров своего дела, познакомившись с профессиями будущего и освоив новую специальность. Также особой зоной на территории Гостиного двора стал «Проспект знаний. Квартал профессий». Здесь были собраны выдающиеся наработки Колледжей Москвы: современное оборудование, «Атлас профессий» и профориентационные активности. С помощью приложения «Атлас новых экологических профессий» можно соотнести названия профессий и их краткие описания.
День среднего профессионального образования — отличный повод, чтобы задуматься о будущем и своих карьерных возможностях. Получение среднего профессионального образования может стать важным шагом на пути к успешной и интересной жизни. Сценарий классного часа «Сто дорог — одна твоя» и видеофрагмент «ТОП-5 профессий будущего» направлены на подготовку школьников к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Не упустите возможность узнать больше о мире профессий и сделайте шаг к своему будущему уже сегодня.
«Если профессия становится образом жизни, то ремесло
превращается в искусство".
И. Н. Шевелёв
Источник: https://www.mgpu.ru/ko-dnyu-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii/