Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАЛАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Ко Дню среднего профессионального образования в России

Ко Дню среднего профессионального образования в России

В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества.

Н. М. Карамзин

 

2 октября отмечается День среднего профессионального образования, который установлен указом Президента РФ 25 июля 2022 года, «в целях развития и популяризации среднего профессионального образования». До официального утверждения этот день праздновали специалисты СПО в течение нескольких лет. Своему рождению праздник обязан процессу восстановления российской экономики и осознанию важности подготовки отечественных кадров для различных отраслей производства.

У данной даты есть историческая перекличка: 2 октября 1940 года президиум Верховного Совета СССР подписал указ «О государственных трудовых резервах». Он стал отправной точкой для создания системы подготовки и распределения квалифицированных рабочих из городской и сельской молодёжи, а также определил 3 типа училищ: ремесленные, железнодорожные и школы фабрично-заводского обучения.

В наши дни праздник отмечают преподаватели и обучающиеся профессионально-технических училищ, колледжей, профессиональных лицеев и техникумов. Ежегодно ко Дню среднего профессионального образования в колледжах и техникумах проводятся Дни открытых дверей для будущих учащихся и родителей, а также мастер-классы и экскурсии.

Как назывались первые учреждения в России, предлагавшие профессиональную подготовку? В чём различие малых и главных народных училищ? В связи с какими событиями появился «Общий нормальный план промышленного образования в России»? Когда появились профессиональные лицеи и колледжи? Каковы преимущества современного среднего профессионального образования? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню среднего профессионального образования в России.

Появление профессиональных учебных заведений в России

В 1697—1698 годах состоялось Великое посольство Петра I — путешествие царя по Европе. В этот период он познакомился с уровнем развития ремёсел Европы и решил создать в России профильные учебные заведения. Первыми учреждениями, предлагавшими профессиональную подготовку, стали Навигацкая школа, Артиллерийская школа, Инженерная школа и другие, открытые в начале XVIII века. Задача таких учреждений заключалась в том, чтобы дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса квалифицированных рабочих. Из видео «Чему и как учились в России при Петре I» учащиеся узнают, какие предметы изучались. В училища отбирали талантливых молодых людей из числа детей мастеровых, крестьян и солдат. Студенты, окончившие полный курс обучения, получали квалификацию учёного мастера.

Позднее по указанию императрицы Екатерины II было разработано несколько проектов о развитии профессионального образования в России, основным из которых являлся «Устав народным училищам Российской империи» 1786 года. В городах открывались малые и главные народные училища, готовившие грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения людей. В малых училищах обучались 2 года, а в главных — 5 лет по более широкой программе подготовки. Видео «Реформа образования Екатерины Великой» расскажет о возникновении женского образования в России.

Развитие СПО в XIX веке

В середине XIX века в стране действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений таких типов, как заводские школы, горные и окружные училища. В 1820-х годах были открыты сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, где учились 4 года или 5 лет.

Во второй половине XIX века в России стало развиваться крупное машинное производство. В связи с этим появился запрос на самые передовые знания и профессиональные умения. Училища, существовавшие в то время, не могли полноценно справиться с новыми задачами, поэтому Министерство финансов и Министерство народного просвещения в начале 1880-х годов приступило к разработке плана промышленного образования и созданию сети специальных учебных заведений различного типа.

«Общий нормальный план промышленного образования в России», который предложил И. А. Вышнеградский в 1884 году, был принят правительством как программа развития профессионального образования. «Основные положения о промышленных училищах» установили единую систему прежде разрозненных профессионально-технических учебных заведений.

Развитие СПО в XX веке

Перед Первой мировой войной появился новый тип средних специальных учебных заведений — техникум.

В СССР в 1932—1933 годах вступила в силу реформа среднего профессионального образования, благодаря которой обеспечивалась кадрами интенсивно развивающаяся промышленность. После окончания Великой Отечественной войны в результате слаженной работы СПО у страны была возможность в максимально сжатые сроки восстановить народное хозяйство и выйти на передовые рубежи мировой науки и техники.

В 1954 году стала расширяться подготовка специалистов со средним образованием, а их профессиональная квалификация — повышаться. С середины 1950-х годов выпускников средних профессиональных учебных заведений направляли на промышленное производство и в сферу сельского хозяйства, где они активно участвовали в развитии отечественной экономики.

В 1970-е годы были освоены новые специальные дисциплины, уровень техникумов по некоторым направлениям приблизился к уровню вузов, выросло количество выпускников. Интерактив «Основные понятия курса „Профессиональное самоопределение“» позволит соотнести понятия по данной теме с их определениями. С конца 80-х годов стали появляться профессиональные лицеи — новый тип профессиональных образовательных учреждений, в которых подготовка осуществлялась по базовым учебным планам и профессиональным образовательным программам повышенного уровня.

В период 1991—2000-х годов развивался процесс интеграции учреждений среднего образования в структуру крупных институтов и университетов. Появился новый тип среднего учебного заведения с повышенным уровнем подготовки — колледж.

Среднее профессиональное образование сегодня

Число выпускников 9 классов, которые выбирают колледж, а не продолжение обучения в школе, растёт из года в год. Сегодня колледжи предлагают быстрое обучение навыкам, возможность найти себя и свой жизненный путь, успешно трудоустроиться и стать финансово независимым. Учебные заведения сотрудничают с топовыми работодателями, поэтому студенты не просто проходят практику, а становятся частью реального производства. Из видео «Профессии будущего» вы узнаете, какой будет работа будущего, а материал «Профессии будущего» расскажет, специалисты в каких индустри­ях и отраслях востребованы в настоящее время.

Студенты колледжей в этом году приняли участие на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030», где были представлены разнообразные мастер-классы, а гости получили возможность погрузиться в мир мастеров своего дела, познакомившись с профессиями будущего и освоив новую специальность. Также особой зоной на территории Гостиного двора стал «Проспект знаний. Квартал профессий». Здесь были собраны выдающиеся наработки Колледжей Москвы: современное оборудование, «Атлас профессий» и профориентационные активности. С помощью приложения «Атлас новых экологических профессий» можно соотнести названия профессий и их краткие описания.

День среднего профессионального образования — отличный повод, чтобы задуматься о будущем и своих карьерных возможностях. Получение среднего профессионального образования может стать важным шагом на пути к успешной и интересной жизни. Сценарий классного часа «Сто дорог — одна твоя» и видеофрагмент «ТОП-5 профессий будущего» нап­ра­влены на подготовку школь­ни­ков к осо­знанно­му вы­бо­ру бу­ду­щей про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­нос­ти. Не упустите возможность узнать больше о мире профессий и сделайте шаг к своему будущему уже сегодня.

«Если профессия становится образом жизни, то ремесло

превращается в искусство".

И. Н. Шевелёв

 

Источник: https://www.mgpu.ru/ko-dnyu-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii/

Ко Дню среднего профессионального образования в России

 

Трудоустройство

Образовательные ресурсы

Социальные ресурсы


Последние новости

20 ноября 2024 года  КГПОБУ "Паланский  колледж", принял участие во Всероссийской акции День правовой помощи детям.

Всероссийская акция День правовой помощи детям

 

Ни давности, ни забвения

 

Нюрнбергский процесс - самый известный в мире судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии в г. Нюрнберге (Германия). В течение 11 месяцев, с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года все мировое сообщество пристально следило за судебным процессом, в ходе которого вскрывались все новые и новые ужасающие преступления, совершенные нацистами в годы Второй мировой войны.

Ни давности, ни забвения

 

Хранители истории

 

Студенты Паланского колледжа являющиеся участниками Российского движения детей и молодёжи «Движение первых», в составе поискового отряда "Наследники" продолжают работу по сбору информации об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Студенты Паланского колледжа - Хранители истории

 

Неделю открыла психологическая акция «Радуга настроения».

В рамках реализации федерального проекта Билет в будущее на базе нашего колледжа прошла профессиональная проба по направлению дошкольное образование – воспитатель.

Билет в будущее на базе нашего колледжа

 

В рамках реализации федерального проекта Билет в будущее на базе нашего колледжа прошла профессиональная проба по направлению дошкольное образование – воспитатель.

Билет в будущее на базе нашего колледжа